Революционные события 1917 г. в России и последовавшая за ними Гражданская война привели к тому, что около двух миллионов наших соотечественников вынуждены были покинуть свою страну. Центрами притяжения для эмигрантов стали Франция, Германия, Чехословакия, Китай (в первую очередь Харбин), США и ряд других стран. Эмигрантская среда была представлена выходцами из различных социальных слоев, имевших разный уровень материального достатка, образования. Судьбы этих людей складывались по-разному. Нередко они испытывали финансовые затруднения, сталкивались с собственным бесправием [1, 2].
Со временем возникло уникальное социокультурное явление, названное впоследствии Русским Зарубежьем. Выходцы из России пытались сохранить свою идентичность, адаптироваться к новым условиям жизни. Создавались различные эмигрантские организации и учреждения: общества, школы, больницы, вузы, театры, газеты, журналы, издательства. Только в одном Париже насчитывалось порядка пятисот таких структур [3].
Италия не принадлежала к числу стран, в которые направлялись массовые потоки эмигрантов из России. С другой стороны Апеннины были всегда притягательны для аристократов и творческой интеллигенции. Еще задолго до прихода к власти большевиков в Италию приезжали представители знатных дворянских родов, писатели, художники, композиторы. Достаточно вспомнить имена писателей Н. В. Гоголя, М. Горького, художника К. П. Брюллова, княгини Зинаиды Александровны Волконской, князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева, композитора П. И. Чайковского и многих других.
Тема российской эмиграции нашла отражение в ряде работ отечественных и зарубежных историков. Достаточно подробный обзор данных исследований содержится в статьяхВ. П. Любина [4] и Е. А. Булучевской [5, с. 43].
Эмиграция первой волны 1917−1923 гг. из Советской России в Италию имела ряд особенностей. Во-первых, она отличалась весьма скромными количественными показателями. По различным данным к 1920 г. в страну прибыло от 9 до 20 тыс. человек. К концу 20-х годов эта цифра снизилась до 2,5 тыс. человек. Во-вторых, в Италии российским эмигрантам не удалось создать сколь-нибудь значимых организаций, способствующих их консолидации. В-третьих, они образовали небольшие колонии в нескольких крупных городах Северной и Центральной Италии: Милане, Генуе, Флоренции, Риме. В-четвертых, статистические данные, приводимые Лигой Наций, Красным Крестом и самими эмигрантскими организациями, являются весьма приблизительными.
Пути проникновения в Италию также были различны. Часть эмигрантов прибыла непосредственно из РСФСР, преимущественно из крупнейших культурных центров — Петрограда и Москвы. Другие провели часть времени в других европейских странах (Франции, Германии, Швейцарии), а потом избрали Италию местом постоянного жительства.
Некоторое время эмигранты первой волны (и не только в Италии) рассчитывали на скорое возвращение на Родину. Подавляющее большинство из них покинуло Россию вынужденно, спасая свои жизни. Большевистский режим представлялся им непрочным. Они были уверены, что он продержится недолго. Этим обстоятельством обусловлена слабая интеграция российских эмигрантов в общество страны проживания. Круг их общения редко выходил за пределы эмигрантской среды.
В отличие, например, от соседней Франции, в Италии представители российской эмиграции не проявляли политической активности. Здесь не было заграничных организаций российских политических партий, не издавались партийные журналы и газеты.
Итальянское правительство относилось к российским эмигрантам подозрительно, видя в них благоприятную среду для распространения большевистских идей. С приходом к власти фашистской партии во главе с Б. Муссолини в 1922 г. эта подозрительность усилилась. На российских эмигрантов стали заводить специальные полицейские досье. При этом итальянские чиновники не утруждали себя выяснением их политических взглядов. Понятие «советские» включало в себя ярых противников советского режима, участников Белого движения. Отдельную страницу представляет сотрудничество представителей российской эмиграции с фашистским режимом. Некоторые видели в нем орудие борьбы с большевизмом.
Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, на наш взгляд, важнее обратить внимание не на количественный, а на качественный состав российской эмиграции в Италии. В эту страну прибыло большое число представителей творческих профессий: ученые, писатели, художники, музыканты, актеры. По подсчетам Е. А. Булучевской"в 1920−30-е гг. в Италии в качестве эмигрантов находилось около 210 деятелей русской культуры и науки (тех, о ком существуют биографические сведения). Среди них: около 70 русских художников, скульпторов и архитекторов; около 60 писателей, поэтов, журналистов и переводчиков; около 30 театральных деятелей (режиссеров, театральных актеров, оперных певцов, балерин, сценографов), 20 ученых (гуманитарных и точных наук), 15 деятелей кино (режиссеров, актеров, операторов) и 15 музыкантов (композиторов, исполнителей, лирических певцов)" [5, с. 44].
От общего числа российских эмигрантов первой волны эмиграция в Италию включала в себя 25% писателей, художников — 20%, ученых — 30%, деятелей театра и кино — 43%, музыкантов — 53%.
Российским эмигрантам было непросто найти работу в Италии. Для самих итальянцев это был сложный период: многие уезжали в другие страны в поисках работы. Представителям творческих профессий было необходимо интегрироваться в итальянское общество. Они должны были не только создавать свои произведения, но и налаживать контакты с хозяевами галерей, владельцами издательств, коллекционерами и т. д. При этом приходилось учитывать запросы и вкусы местной публики. Поэтому характер их творчества менялся одновременно с их укладом жизни. Чем дольше они находились в Италии, тем больше испытывали влияние итальянской культуры на свое творчество.
Участие в Первой мировой войне тяжело сказалось на внутренней ситуации в Италии. В стране усилился экономический кризис, снизился уровень жизни значительной части населения. Дефицит рабочих мест вынуждал самих итальянцев покидать страну. В сложившихся условиях адаптация российских эмигрантов к местным условиям значительно усложнилась [6, с. 168−169].
В Италии российские эмигранты утрачивали свой прежний социальный статус, здесь уже не играла роли их сословная принадлежность. Их интеграция в итальянское общество зависела от уровня знания итальянского языка, востребованности профессии, желания приобщиться к местным традициям [6, с. 178].
Таким образом, российская эмиграция первой волны в Италию характеризуется немногочисленностью, локализацией в крупных городах страны. Её особенностью была высокая концентрация представителей творческих профессий — актеров, музыкантов, писателей, художников, ученых. Их деятельность способствовала взаимообогащению двух культур новыми идеями, произведениями искусства. Италия стала небольшим, но достаточно ярким островком культуры Русского Зарубежья.