Современный этап развития общества характеризуется общим кризисом, охватившим все сферы его жизнедеятельности, и сопровождается усилением бездуховности, разрушением нравственных ориентиров, распадом гуманитарных ценностей, нетерпимости к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, усилением атмосферы агрессии и злобы. Построение межкультурного мира в поликультурном многоконфессиональном обществе не инструментальная задача, ее решение может носить только комплексный характер, для чего нужно использовать все возможные средства, особенно педагогические. История показала нам, что интолерантность не порождает ничего, кроме конфликтов, которые иногда перерастают в серьезные противостояния между представителями той или иной культуры, этнической группы или представителей различных конфессий.
Гражданское общество не ассоциируется молодым поколением ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с толерантностью. Все это негативно сказывается, прежде всего, на формировании личности подрастающего поколения. Основная причина данной сложившейся ситуации, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей. В этих условиях резко возрастает требование к воспитанию толерантности, как интегративного качества личности, определяющего ее гражданскую зрелость, уровень социального развития и гуманизма. Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться, реально оценивать существующую опасность.
Толерантность — нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед обществом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Нравственно толерантные люди пытаются примерить на себя взгляды другого человека и представить, каково ему? Что сформировало его взгляды и мировоззрение? Может быть, человек кажется нам скупым, потому что жил в бедной стране и привык экономить? Нравственно толерантные люди проникаются проблемами других людей, не пытаясь их судить. Это понятие сходно с понятием моральной толерантности. К сожалению, даже будучи гостями в другой стране, люди могут проявлять нетерпимость к обычаям и укладу жизни в обществе, которое непохоже на наше. Если нам не нравится одежда людей другой этнической культуры — мы обязаны быть терпимыми.
Философы, психологи, социологи, педагоги с тревогой отмечают, что инфляция гуманитарных ценностей молодежи является одним из тревожных симптомов современности. Это говорит не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости возрождения системы гуманитарного, толерантного воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодежи. Толерантность — это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества. Каждый человек — это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
В
социологии под толерантностью понимают признание и принятие другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам, образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека, свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов, представляет собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия, естественного права на отличность, непохожесть, инаковость.
Современная идея толерантности в своей основе несет идею терпимости, но ее применение в наши дни вне культурного и нравственного контекста приводит к негативным последствиям. В связи с этим ключевой задачей социального развития личности является воспитание толерантности, представляющей осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл [1, c. 7]. Воспитание толерантности как ценностного ядра сознания и поведения человека напрямую влияет на социальную активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-гражданской культуры личности. Формирование гражданственности — задача гармоничного развития молодежи, решение которой без целенаправленного воспитания толерантности невозможна [2, c.106]. Толерантность — это важный аспект жизни в мультикультурном обществе.
В соответствии с общепедагогическими принципами воспитания, толерантность можно воспитать, но для этого у ребенка должна быть мотивация научиться быть терпимым. Уважение к личности другого человека должно воспитываться еще со школы, ведь мы знаем примеры школьной травли, которые зачастую обусловлены тем, что дети не готовы принять в группу непохожего на них человека. Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он «другой». У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами. Им неведомо зло расовой нетерпимости. Дети во многом становятся примером человеколюбия для нас. Толерантность у них — врожденное качество (естественная толерантность), которое помогает выжить в обществе. Но со временем под влиянием окружающей среды, ребенок начинает формировать свою позицию по многим вопросам и выясняется, что не ко всему он может быть терпим. То, каким именно образом ребенок проявит свою нетерпимость и справиться с ней, зависит от взрослых и цели воспитания.
Воспитание толерантности представляет собой целенаправленный процесс формирования у личности культуры межэтнического общения, базовой идеологии, гуманитарных и нравственных убеждений и формирование перспективы жизни. Анализ воспитательного процесса в образовательных учреждениях обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы по формированию толерантности [3, c. 12]и ценностного отношения к «другому» образу жизни. Это находит выражение в отсутствии продуманной стратегии воспитания толерантности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных дисциплин, низком уровне вовлеченности молодежи в социально активные виды межкультурного взаимодействия.
Толерантность и ее основы не были придуманы искусственно, это возникло вместе с формированием общества, его ценностей и приоритетов. Основываясь на важнейших моментах, не требующих определения и объяснения их важности, выделяются критерии, входящие в толерантность. И все эти критерии ее формирования являются неоспоримыми самоценностями в любом уголке мира и для любого человека, сюда относится жизнь, здоровье, свобода, семья. Становясь внутренним ценностями каждого человека и ценностями общества, они являются тем объединяющим фундаментом, где исчезают все различия. И если я хочу, чтобы соблюдалась моя свобода, то я не буду нарушать чужую. Одинаковые требования ко всем и к себе стоят на этапе формирования толерантности, а искреннее переживание потребностей и ценностей другого человека, способность к эмпатии делают этот процесс менее, механистичным и формальным, а придают ему личностную окраску.
Принципы воспитания толерантности во многом зависят от социальной среды. Если ребенок растет в обществе нетерпимости, в атмосфере агрессии и злобы, ему трудно будет сформировать для себя толерантное мировоззрение. Многое зависит от социального положения, отношений в семье и даже от характера ребенка. Все эти обстоятельства важно учитывать, если мы хотим разработать правильные методы работы с детьми. Именно от нас зависит то, каким вырастет будущее поколение. Будет ли это поколение людей, способных договариваться, быть милосердными, мудрыми и терпимыми. Или мы будем жить в атмосфере агрессии и злобы. Толерантность — это важный аспект жизни в мультикультурном обществе.
Современная система социализации в России (включая и образование) привносит в жизнь общества ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека. Благодаря соответствующим текстам, различными способами, доводимыми практически до всех без исключения граждан страны, в обществе могут возрастать такие его характеристики как:
— антипатриотизм и утрата чувства Родины
— неуважение к личности другого человека, социальной группы
— национализм в его различных формах;
— равнодушие или активная неприязнь к людям другой культуры, жестокость к ним;
— примитивизация потребностей и интересов с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей [4, c. 14].
Педагогический анализ существующих практик, выдвигает решение следующих задач воспитания толерантности молодежи:
— духовно-нравственное ценностно-смысловое воспитание молодежи — направлено на формирование приоритетных ценностей гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению;
— историческое воспитание — формирует знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России; формирование исторической памяти и чувства гордости и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории региона, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой род, семью, город (село).
Структура толерантности личности включает следующие компоненты:
— когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности),
— ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности),
— эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности),
— деятельностный (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).
Результатом воспитания толерантности является знание культурных различий людей, их принадлежности к другой культуре. В них входит образ определяющий характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшими составляющими эмоционального компонента являются гордость за «свою страну». Гордость за свою страну представляет собой важнейший индикатор отношения к гражданской принадлежности как к ценности.
Соответственно выделенной структуре гражданственности, можно определить следующие требования к результатам воспитания толерантности которые могут рассматриваться как показатели воспитанности:
— знание национального состава страны, её достижений и культурных традиций;
— знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
— освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
— чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
— эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
— уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
— уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
— сформированность моральной самооценки и моральных чувств — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
Сегодня от гражданской позиции студенческой молодежи, уровня толерантности, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются реализация принципа мультикультурализма и уровень толерантного воспитания молодежи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций — это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования толерантности в межкультурном взаимодействии.
Концепция толерантного воспитания как ключевая задача социального развития личности, является одним из важнейших источников обогащения педагогической теории и практики совершенствования образовательного процесса, а так же направлена на разработку инновационных и технологических основ творческой реализации парадигмы гуманистической педагогики и психологии.